Долгова Фаина Васильевна

Долгова Фаина Васильевна – почётный ветеран труда Мособлгаза. Много лет она усердно и с удовольствием трудилась на благо Общества, о чем свидетельствуют её яркие воспоминания, которые крайне интересно обсудить даже спустя года!

О том, как Предприятие способствовало образованию крепких семейных пар и о том, как нелегко приходилось в девяностых, читайте в интервью!

Фаина Васильевна, отучившись в техникуме, изначально пошла работать на завод в отдел технического контроля. Правда, стоит сказать, что проработала она там недолго – всего 8 месяцев. Потом подруга детства нашей героини сагитировала Фаину Васильевну перейти в Мособлгаз – солидное Предприятие с отличными условиями труда и замечательным коллективом.

— Подруга утверждала, что на Предприятии газового хозяйства у них работает одна лишь молодежь! Работать интересно, увлекательно. И вот, поддавшись искушению, в октябре 1968 года я пришла в Мособлгаз. Подруга не обманула, действительно, работали там в основном лишь активные идейные люди: трест образовался в 1958 году, и за десять лет там ничего кардинально поменяться не успело. Конечно, меня, неопытную и совсем юную, наш управляющий Соколов Анатолий Владимирович поначалу боялся брать на ответственную должность – первые три месяца я монотонно ставила штампы на книжки. Но уже в феврале 1969 года он вызвал меня к себе и назначил мастером КИП. Вот тогда-то и начались трудности: все-таки мастер по ремонту и эксплуатации контрольно-измерительных приборов – это специалист широкого профиля, способный обслуживать, ремонтировать и эксплуатировать автоматическое оборудование и все имеющиеся в производстве контрольно-измерительные аппараты и приборы. Я закончила химико-механический техникум, и специальность была у меня немного иная, поэтому мне было трудно все это заново учить, но, тем не менее, я со всем справилась.

  • Здесь и далее фотографии из общего архива Мособлгаза приведены в качестве иллюстрации

Никогда не забуду, что диафрагма, которая стоит на газопроводе для учета газа, должна быть идеально чистая, без сколов и царапин. И вот, когда я только стала мастером КИП, на моих глазах слесарь смазал эту шайбу солидолом! Я сообразила, что она же вообще-то должна быть чистая, на что коллега мне возразил, что это нужно для предотвращения коррозии и ржавления. В общем, тогда я ещё многого не знала, и предстояло учиться и учиться.

Есть у меня ещё забавная история! Были у нас ротационные счетчики, мощностью 600-1000 куб/час. Они были такие тяжеленные, а таскать их надо было вручную – у нас просто-напросто не было никакой подъемной тяги. Мы клали на машину доски и по ним эти счётчики с трудом двигали.  И я, как единственный мастер КИП во всем СРГ нашего треста, везла их в Коломенский трест. Один раз счётчик весил килограмм 100 точно! И он случайно упал, ну и проломилось все. Кино одним словом!

Было трудно, конечно, но все пришлось пройти. В результате я набралась опыта, двигалась дальше и дальше, делала успехи.

Несмотря на то, что Фаине Васильевне нужно было ещё много всего узнать, и в тресте, и в Управлении к ней относились доброжелательно на всем пути ее профессиональной деятельности: наша героиня умело располагала людей к себе и вызывала неподкупное уважение со стороны коллег. Директор гордо называл ее «настоящим работником Мособлгаза» и всегда говорил, что Фаина Васильевна работает не на него, а на Мособлгаз и на его благо.

— Благодаря такому отношению я чувствовала безграничную поддержку и никого не боялась, даже в суровые 80-90-е. Это было разгульное и действительно тяжелое время. Даже самые обеспеченные люди, на руках которых блестели огромные золотые перстни, стремились сэкономить и скручивали счётчики пылесосом! Конечно, счетчики от таких незамысловатых махинаций летели, и были разборки. Но даже с такими «бандюками» я старалась находить общий язык, и у меня это получалось. Знаете, я горжусь тем, что я ни разу в жизни не брала взятку, поэтому никто из этих солидных людей не мог мне ничего предъявить.

Я думаю, меня уважали за то, что я никогда ни перед кем не преклонялась, ведь честь и достоинство для меня превыше всего.

Поддержка и взаимоуважение – вот что было самым ценным в Обществе для нашей героини. Даже спустя столько лет она до сих пор с теплотой вспоминает Мособлгаз и искренне любит его. Предприятие, по признанию Фаины Васильевны, помогало ей не только расти в профессиональной сфере, обеспечивая высокой зарплатой и отличными условиями труда, но и давало заряд невероятной поддержки и осознание того, что её труд важен и оценен по достоинству. За советом Фаина Васильевна особенно часто ходила к Ольге Михайловне Лапиной, которая всегда была рада выслушать и поддержать коллегу.

— Мособлгаз дал мне за мою выслугу трёхкомнатную служебную квартиру в 1996 году. За это я благодарна больше всего. Общество дало мне возможность достойно жить и реализоваться в любимой профессии.

— Фаина Васильевна, а какие инновации происходили в Мособлгазе за время Вашей работы?

— Я всю жизнь любила цифры, вела учёт и делала это правильно и точно. Еще до того, как я пришла в Мособлгаз, я умела считать на счетах. С развитием технологий я освоила и арифмометр, а потом, в 2003 году, с приходом Дмитрия Большакова и его новой команды, мы начали осваивать компьютеры. В этом нам помогла ногинская компания по разработке программного обеспечения «Байт». Мы регулярно и организованно нашими службами газоснабжения выезжали к ним, обучались новым технологиям. Не могу не вспомнить Виноградова Николая Александровича – именно он был главой «Байта» и внимательно следил за тем, чтобы мы все освоили. Большое ему спасибо.

Стоит отметить и Наталью Евгеньевну Лалоеву – заместителя Дмитрия Большакова. Она, как только к нам пришла, сразу же наше СРГ, которое до 2003 года было по сути бесправным и находилось, грубо говоря, на низшей черте, подняла на такую высоту, что мы стали присутствовать в администрации города и района. Мы даже могли выступать на мероприятиях. Я как-то раз тоже выступала и ругала администрацию посёлка за то, что они не оплачивают поставку газа.

— Фаина Васильевна, а была ли в Мособлгазе какая-то внерабочая деятельность?

—  Я с детства просто обожаю петь. И когда пришла в Мособлгаз, я была приятно удивлена, что там уже был оркестр: и саксофон, и гитары, и хор – все было! С хором мы с удовольствием выезжали по организациям.

Однажды мы были на птицефабрике, где у нас был наш маленький тесный кабинетик, где очень сильно работал вентилятор. И вот хор наш успешно спел про партию и про Ленина, а я выступала соло. А потом какой-то парень, рабочий фабрики, воскликнул: «Хорошо девушка поет, жаль, что ничего не слышно!» Ну и смеха тогда у нас было! Из-за гула вентилятора весь наш концерт прошел бесшумно…

И вот забавная самодеятельность у нас ещё была, когда нас направили в профессиональное техническое училище. Для выступления нам когда-то пошили шикарные синие сарафаны – форменные, под стилистику газового хозяйства.

Но у людей уже семьи, дети, и многие женщины в эти сарафаны уже давно не влезали. И мы их распарывали на спине и прям на живую, не снимая, нитками связывали кое-как, и со сцены уходили не поворачиваясь, чтобы никто не увидел этого кошмара! Зато как же нам было весело, не представляете!

Нас за такую активность очень хорошо поощряли. Мы где только не были: в Молдавии, в Латвии, в Узбекистане… Нас награждали путевками за счет Мособлгаза. Это было просто незабываемо.

В связи с этим хочу сказать, что сейчас молодежь очень трудолюбивая. Знаете, я часто наблюдала, как ребята из Орехово-Зуево ездят в Ногинский трест ни свет ни заря, возвращаются, не видя своих детей и семей. Они, безусловно, молодцы.

Но в Советском Союзе у нас постоянно были корпоративы, громкие дискотеки, юбилейные даты. Со всех участков и трестов к нам приезжали, мы знали всех слесарей поименно, и они нас знали. И вы знаете, сколько семейных пар образовывалось на этих дискотеках? Даже считать бессмысленно.

А вот сейчас ребята сидят в офисах, трудятся, но они не знают друг друга совершенно. Разве это здорово?

Иногда у меня бывает такое, что проезжают мимо машины Мособлгаза, и они мне сигналят, люди машут рукой. И я удивляюсь, как они меня в толпе прохожих узнают? Это дорогого стоит, такая дружба сквозь года.

У меня просьба к Мособлгазу: давайте ребятам отдыхать, знакомиться друг с другом.

И дай вам Бог, чтобы все у Общества сложилось правильно.

— Фаина Васильевна, Вам было тяжело уходить на пенсию?

— В октябре 2010 году нашему филиалу было объявлено об объединении с Ногинским филиалом и предстоящем сокращении. И перед уходом на заслуженный отдых я поехала в Мособлгаз, чтобы попрощаться с моими коллегами по СРГ. Мы хорошо посидели, много разговаривали, делились воспоминаниями. Затем Ольга Михайловна сказала, что меня ждёт к себе Наталья Евгеньевна. Я поднялась к ней в кабинет, где она приветливо встретила меня и предложила мне остаться и найти мне новую должность. Я поблагодарила её и отказалась. При этом мне было сказано, что, если мне будет трудно или скучно, я могу обратиться к ней за помощью. Многие были огорчены сокращением, а я была рада, так как практически 42 года находилась дома, только в вечернее время, да и о здоровье тоже надо позаботиться!

Долгова Фаина Васильевна не только ветеран труда Мособлгаза, но и просто невероятно весёлая и добрая женщина, которая до сих пор с трепетом в сердце вспоминает Общество и не отпускает воспоминания о нем, даже будучи на пенсии.

Комментарии