Секрет захватывающей кульминации

Бывает, дочитываешь книгу, закрываешь и невольно вырывается вздох: «Вот это да!» Казалось бы, это просто выдуманная история, а как цепляет за живое, как заставляет пропустить через себя и удивляет. А все дело в успешной кульминации, которую сумел создать автор.

Тут как в экстремальном спорте. Чем внезапнее и неожиданнее кульминация, тем больше риск скомкать концовку и испортить весь предыдущий труд. Но иногда это действительно того стоит. Сегодня поговорим о кульминации.

Итак, кульминация – это самый захватывающий, потрясающий, поразительный и удивительный момент в вашей истории. Это момент, когда интерес читателя к вашей истории окупается. Удовлетворение, порождаемое этим моментом, это то чувство, с которым вы хотите оставить своего читателя. И чтобы по-настоящему удивить вашего читателя, придется повременить с кульминацией до самого конца!

И дело тут в том, что весь текст, следующий за кульминацией, это эмоциональный спуск. Читатель уже не почувствует себя на той же высоте снова, и поэтому каждое следующее предложение будет хуже того, что они уже прочитали. Более того, лишняя информация может разбавить концентрат впечатлений, полученных во время кульминации и смажет общее ощущение. Конечно, если речь идет об объемном романе, постепенное прощание с персонажами не возбраняется. Но тут важно не перегнуть палку.

Настоящие виртуозы прозы нередко создают сильные кульминации в самом конце. Они будто взрывают бомбу впечатлений и резко исчезают. И тут важно победить желание насладиться собственным успехом и не накатать еще несколько скучных глав. Не нужно совершать эту ошибку, ведь если персонажи раскрыты полностью и сюжетная линия не вызывает вопросов, то ценность кульминации читатель поймет и без ваших пояснений.

Кульминация – это самый экстремальный момент в вашем произведении. Это главный пик. Никаких двух кульминаций быть не может. Попытка только одна, и к ней нужно готовиться с самого начала произведения, иначе у читателя возникнет впечатление наспех слепленного и искусственно пристегнутого финала. Кроме того, вам следует убедиться, что читатели поймут логику повествования в вашей концовке, иначе они будут чувствовать себя обманутыми и разочарованными.

Настоящим мастером неожиданной и не затянутой кульминации, бесспорно, является Рэй Бредбери. Вспомнить хотя бы его фантастический рассказ «Уснувший в Армагеддоне», где все заканчивается внезапной дозой снотворного на планете, где спать категорически нельзя. Или его новеллу «Были они смуглыми и золотоглазыми» с циклической концовкой. Еще одним хорошим примером подобной кульминации можно назвать финал книги Фанни Флэг «Жаренные зеленые помидоры в кафе Полустанок». Автор до самого конца не раскрывает главный секрет персонажей, подбрасывая ложные намеки и водя читателя за нос.

Может показаться, что неожиданная кульминация заманчивый, но очень сложный элемент произведения. Возможно так и есть, но но без риска не пьют шампанского. И попробовать точно стоит. Рискнете?

Комментарии