Типы сюжетов для начинающих писателей

Существует множество классификаций сюжетов.
Например, Хорхе Луис Борхес выделял 4 основных вида.

– Завоевание чего-либо (царство, карьера или чья-то любовь);
– История о возвращении (домой, к себе, к любимой);
– Поиск чего-либо (сокровища, истины, преступника, себя);
– О жертве во имя великой цели (самый яркий пример это Евангелие).

Такая классификация, как и многие другие, основана на сюжете. То есть о чем история. А есть классификация, которая отталкивается не от самого сюжета, а от способа его изложения. Она более универсальна, поэтому давайте обратимся к ней.

Итак, существует два основных вида сюжетов: линейный (он же хроникальный) и концентрический.

Линейный сюжет

Здесь события выстраиваются линейно и в хронологическом порядке. Такие сюжеты мы встречаем в объемных произведениях, где читатель проходит с главным героем определенный путь изменений. Среди таких книг можно вспомнить «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса, «Хоббит» Д. Толкиена или даже «Колобок».

Иногда в линейном сюжете нет чёткой временной последовательности событий, могут быть пропуски, повествование выстраивается неравномерно. Например, пару абзацев о детстве героя сменяет рассказ о временах его студенчества, а затем какой-то промежуток пропускается и начинается повествование о приключениях во взрослом возрасте. Такой подвид линейного сюжета называется дискретным.

Если сюжетных линий и основных героев несколько, и их истории пересекаются лишь время от времени, то такой линейный сюжет называют параллельным. Чтобы написать такое произведение потребуется немало опыта и хорошая подготовительная работа.

Если сюжет развивается последовательно и хронологически, но время от времени автор совершает экскурсы в прошлое, то такой тип так и называют: линейным сюжетом с экскурсами. Наравне с предыдущим типом он также считается довольно сложным для начинающего писателя. Здесь есть опасность увлечься событиями прошлого и забыть о повзрослевшем герое, потерять ритм повествования, размазать что-то одно и скомкать другое.

Наконец, сюжет иногда развивается в порядке обратном хронологическому (проще говоря, от наших дней к прошлому). Но это уже совсем редкость и высший пилотаж.

Концентрический сюжет

А что такое концентрический сюжет? Тут главная особенность — это единство времени и места действия. Поэтому эти произведения редко отличаются большим объёмом. Строятся концентрические сюжеты вокруг какого-то события, которое запускает целый комплекс цепных реакций: событий, происшествий, поступков героев. Примерами таких произведений считается «Горе от ума» А. С. Грибоедова или «Ревизор» Н. В. Гоголя. И в том и в другом случае событие-тригер, запускающее действие, это приезд Фамусова или Хлестакова.

В концентрических сюжетах более чётко прослеживается конфликт, заметна интрига, которая увлекает читателей. Вместе с тем, так как конфликт один, то читателю легко не только его увидеть, но и предугадать возможное развитие. В таком сюжете читателю интересно наблюдать за самими событиями, путями разрешения этого конфликта. Кстати, обычно по такой схеме строятся практически все любовные романы, в которых встреча главных героев уже предопределяет итог развития сюжета.

В завершение заметим, что многие классические произведения включают оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования возникают, разворачиваются и разрешаются конфликты концентрического вида. Например, это «Война и мир» Л. Н. Толстого или «Тихий дон» М. Шолохова. Но и объем этих произведений очень большой.

Теперь вы знаете о сюжетах больше. Сочиняя, вы можете использовать эти типы сюжетов или их элементы в своих текстах. И даже если писательское дело кажется трудным, не нужно бояться пробовать!

Комментарии