Как научиться сочинять нескучные описания?

Что такое описание? Проще всего объяснить это понятие на примере. Представьте, что вы ребенок, и с этой позиции расскажите, что вы видите на картинке.

Ребенок сказал бы примерно следующее: “Это корова. Она рыжая. Она идет по траве. Трава зеленая”.

Кажется, все просто. Но такое описание в художественном тексте будет выглядеть, мягко говоря, недостаточно изящно. Оно как будто бьет читателя по голове. Согласитесь, лучше написать так: “Рыжая корова мягко ступала по сочной зеленой траве”.

Чтобы научиться составлять описания, которые будут яркими, лаконичными и гармонично впишутся в текст, нужно запомнить несколько правил.

1. Избегайте глагола «быть» в форме прошедшего времени. Вместо «У него были морщинистые руки, в руках была папироса» лучше скажите «В морщинистой руке он держал папиросу».

Использование сказуемого «быть» может быть оправдано в ситуациях, когда надо твердо констатировать какой-то факт с использованием минимума слов и сильным акцентом на этом факте. Например, так: “Максим открыл дверь и увидел Валю. Она была подавлена, по щекам текли слезы”.

2. Основной нитью в тексте, держащей внимание читателя, является действие. Все любят действие, а описания зачастую воспринимаются как преграда, остановка в действии. Автор предлагает остановиться и осмотреться, но читатель не хочет стоять, он хочет двигаться по сюжету дальше и пропускает «неинтересные» куски текста!

Мы уже описывали подобную замену в предыдущем пункте. «У него были морщинистые руки» и «В морщинистой руке он держал папиросу». Чувствуете разницу в динамике? Первый пример – чистое описание. Второй – повествование. Во втором варианте мы подаем ту же информацию, но воспринимается она намного «проще» и «энергичнее». Каждому писателю нужно уметь находить действие даже в статичной картинке.

3. Для создания удачного описания можно воспользоваться практикой “костяка”. Сначала нужно сформулировать сухое действие, а потом добавить к нему определения.

Например, костяк будет выглядеть так: “Из машины показался человек. Он был высоким. Его лицо было хмурым”. А наполненный определениями текст будет таким: “Из черного мерседеса показался высокий хмурый тип в дорогом костюме”. 

Напоследок сочиним небольшой текст-описание про уже упомянутых нами героев. 

Темное низкое небо то и дело озаряли всполохи майской грозы. Ветер трепал деревья и срывал едва успевшую распуститься листву. Тяжелые капли неистово лупили по мокрой брусчатке и тут же превращались в огромные пузыри. Старик продолжал терпеливо ждать, как будто и не было вокруг этого буйства стихии. В морщинистой руке он держал папиросу, которая каким-то чудом все еще дымилась. Вскоре на парковку медленно прокрался длинный черный мерседес. Дверь приоткрылась и оттуда показался высокий хмурый тип с брезгливым выражением лица. Жестом он пригласил старика садиться, хотя было заметно, что куда больше, чем промокшего старика, ему жаль сиденье своей машины.

Всего лишь небольшое описание, а мы уже кое-что знаем об этих героях. Возможно, даже симпатизируем кому-то больше. Так что описания это очень интересно и важно для любого рассказа.

Ждем ваши литературные пробы на конкурсе Живая Книга.

Комментарии