Деды Великой Победы — живая история моей семьи

Что значит лично для меня Великая Отечественная война? Как лично меня касается сокрушительная победа нашей страны на Курской дуге, а потом и над фашизмом?

Война отбирает у людей все. У матерей – детей, у солдат — жизни и здоровье, у всех без исключения — настоящее и прошлое. Все, кто пережил войну, никогда не остаются прежними.

Это история моей семьи. Дед Костя внес свой в вклад в эти события, он освободил бабушку Шуру из лагеря в Германии, привез ее в Коломну, где у них родилось трое детей, в том числе моя мама, Зинаида Константиновна.

У деда Коли и прабабушки Маши был сын Алексей, он родился еще до войны. А после войны в деревне Возы Курской области в их героической семье появилось еще 4 ребенка, в том числе мой отец, Александр Николаевич, который пошел по стопам героя-отца. Он  подполковник артиллерийских войск в отставке.

Каждый год 9 мая я, моя сестра Марина, наши мужья, дети и, конечно, мама и папа участвуем в шествии «Бессмертного полка». Это такая гордость и честь идти по улицам моего города, моей Коломны, с фотографиями моих великих дедов и бабушек, которые подарили нам всем Мир, победив фашизм. Мне сложно подобрать слова, чтобы выразить все, что я чувствую к ним и как я им за все благодарна. Но я попыталась, и мы с моими детьми написали небольшое посвящение этим великим людям, вы найдете его в конце моего эссе.

Мою дочь зовут Ангелина, ей 13 лет. Я мечтаю, чтобы ни ей, ни моему одиннадцатилетнему сыну никогда не придётся пережить то, что пережила 16-летняя Саша Антончук, которую угнали фашисты в Германию в 1941 г. из села под городом Белая церковь Киевской области. Я не знаю, как она смогла выжить в течение четырех лет в бараках за колючей проволокой. Она была всего на 3 года старше моей дочки, когда ее гнали на мороз, полураздетую и голодную, пилить лес по 12 часов в сутки, когда вокруг люди умирали от голода, слабости, болезней, побоев. Но я испытываю счастье и радость за нее каждый раз, когда вспоминаю, что она дожила до Победы, что ее освободили советские войска. Саша за страшных 4 года выучила немецкий язык и смогла служить переводчицей при штабе Красной армии.

Откуда я все это знаю про Сашу Антончук? Это моя бабушка, Александра Степановна Никитина (Антончук). После освобождения Берлина при штабе Красной армии работал и мой дед, Никитин Константин Борисович, которого в 1941 году в составе бригады резерва Главного командования перебросили на защиту города Москвы на Калининский фронт. После разгрома немцев под Москвой бригаду деда Кости снова перебросили, уже на Курскую дугу. Дед Костя участвовал в боях недалеко от поселка Поныри Курской области. Впоследствии он не раз рассказывал дочери, моей маме, да и мне самой, о тяжелейших сражениях Курской битвы.

С кровопролитнейшими боями, преследуя врага, наши войска вышли на берега реки Днепр. Особенно тяжело им было переправлять орудия на плотах, так как все это происходило под непрерывным обстрелом немецких орудий. Мой дед Костя награжден орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени и II степени, медалью «За победу над Германией».

На Курской дуге в то же самое время бил врага второй мой дед, Николай Петрович Ховалкин, командир противотанкового орудия. Удивительно, но деду Коле пришлось воевать в том месте, где он родился и жил до войны, недалеко от деревни Хохловка, Нижнесмородино Поныровского района Курской области. Он был награжден орденом Красной Звезды за боевые действия на Курской дуге, двумя медалями «За отвагу» за форсирование р. Днепр, тремя медалями «За боевые заслуги» за каждый подбитый танк.

Дед Коля успел жениться до войны. Моя бабушка Маша, Мария Яковлевна Вялых, во время войны жила в деревне Родниковая Курской области. В 1942 г., отступая, спец. органы Красной армии предложили Марии Яковлевне и ее сестре Ольге Яковлевне участвовать в подпольном движении, помогать партизанам. С приходом гитлеровских войск начал действовать партизанский отряд в селе Нижнесмородино Поныровского района.

Мария Яковлевна и ее сестра Ольга готовили пищу, медикаменты для партизан. Мой дед рассказывал мне то, что он узнал от своей мамы, моей бабушки Маши. Надо было скрытно, незаметно от соседей и даже родственников, готовить еду для партизанского отряда. Время было голодное, запахи разносились быстро и далеко. Ночью партизаны приносили продукты и оставляли в схроне, о котором знали только бабушка и ее сестра Ольга. Продукты забирались ночью, днем тайно готовили, с наступлением темноты готовую еду прятали в схроне.

Так продолжалось около 5 месяцев. Часть Курской области была освобождена Красной армией, в т.ч. и деревня, где жили бабушка Маша и ее сестра Ольга. Все связи с партизанами были прекращены. И только в 1955 г., когда праздновали 10-летие Великой Победы, командир партизанского отряда вспомнил о подпольщицах Марии и Ольге. За героизм, проявленный во время оккупации, и оказание помощи партизанам, обе были награждены орденами, а также им были выданы документы «Участник партизанского движения».

Бабушкам Саше Антончук и Маше Вялых,
Дедушкам Косте Никитину и Коле Ховалкину
С глубоким почтением, безмерной благодарностью
и любовью посвящается.

Шестнадцать лет ей было, но она
Боролась в лагере за жизнь и повторяла,
«Я буду жить, и у меня будет семья»
Мечта о светлом ей погибнуть не давала.

А он, сержант, чуть больше 20
Прошел весь путь, весь бой вплоть до Берлина
И каждый день мечтал:
«А я вернусь, а я женюсь, родит жена мне сына».

Она бежала в темноте, в лесу,
Повсюду лай немецкой речи,
Она несла еду в руках, в груди мечту,
Чтоб внукам никогда не знать картечи.

А муж бил «Тигры», бил и не робел,
Не знал — мечтал, что в битве этой
С позором в августе падет их «Цитадель»,
А он войдет в Берлин с Победой!

Мечтали Саша, Костя, Маша, Николай,
Среди разрывов, в час жестоких схваток,
Что будет Мир в стране, наступит МАЙ,
Придет в их дом покой, любовь, порядок.

Они мечтали, вопреки войне,
О светлом, о большом, таком простом, но главном —
О детях, внуках, правнуках… они мечтали обо мне!
И я сбылась!
А жизнь их стала подвигом державным!

Комментарии