О ракурсах повествования

Чаще всего повествование в рассказе ведется с позиции героя произведения (от первого лица) или с позиции автора. И это неспроста. Каждый ракурс повествования служит определенной цели.

Вот, например:

«Один раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду.
— Это очень хорошо, что ты приехал, — сказала она. — Вам вдвоём здесь веселей будет. Мне, кстати, завтра надо в город поехать. Я, может быть, задержусь. Проживёте тут без меня два дня?
— Конечно, проживём, — говорю я. — Мы не маленькие!»

Узнали? Так начинается рассказ Николая Носова «Мишкина каша». Здесь мы видим повествование от первого лица: «я жил», «ко мне приехал» и т. д. Такой ракурс позволяет читателю почувствовать себя героем, быть на его месте, проникнуться его чувствами. События разворачиваются чаще всего линейно, последовательно во времени, как их видит герой.

Это дает читателю возможность лучше понимать мотивы поступков героя, сочувствовать ему. Помните, как, читая рассказы Носова, вы проживали те же эмоции, что и его герои? Кстати, а вы помните, как их зовут? Ну, Мишка — это понятно, а «я» — это кто? Дело в том, что конкретно в этом рассказе у второго героя нет имени. И это тоже особенность ракурса повествования, что позволяет нам, читателям, полностью ассоциировать себя с героем и быть полноценными участниками событий.

Но у этого ракурса есть свои особенности. Ведь ведя повествование от первого лица, нельзя рассказать о событиях, которые главный герой не видел. Он, конечно, может послушать чужой пересказ событий или мнение других героев, прочитать из дневник, но своими глазами увидеть эти события не может. Кроме того, он не может «залезть в голову» к другим героям. Поэтому автор вынужден отказаться от внутренних монологов персонажей, а для передачи их эмоций придется делать акцент на внешних признаках: выражении глаз, мимике, интонации.

Если вы используете данный ракурс в своем произведении, помните, что он требует полного погружения в контекст жизни главного героя. Ведь если тот живет в средние века, то не сможет сказать что-то вроде “куда ты бежишь впереди паровоза”, ведь паровозы еще не изобрели.

Вот пример другого ракурса повествования:

«Девочка знала, что между отцом и матерью была ссора, и что мать не могла быть весела, и что отец должен знать это, и что он притворяется, спрашивая об этом так легко. И она покраснела за отца. Он тотчас же понял это и также покраснел». (Лев Толстой. «Анна Каренина»)

Если повествование ведется от третьего лица, то читатель находится на позиции автора. Как бы над текстом, над происходящим, видит все со стороны, хоть и не участвует в событиях. Это довольно удобный стиль, потому что автор может заглянуть в мысли к другим героям, переместиться в прошлое или другую локацию и увидеть события, которые главному герою пока неизвестны.

Но и у такого ракурса есть свои особенности, о которых надо помнить. Смотря на героев “сверху”, трудно передать эмоции так же убедительно. К тому же, есть опасность чрезмерно увлечься другими персонажами и событиями, забыв главного героя слишком надолго. Еще один немаловажный момент: комментарии и оценки автора могут не совпасть с точкой зрения читателя, это вызовет раздражение и дальнейшее неприятие текста. К тому же, выбрав этот тип повествования, некоторые писатели слишком уж демонстративно заставляют персонажей думать так, как хочется автору. Так что, чтобы не наделать перечисленных выше ошибок, следует хорошо планировать сюжет, внимательно следить за темпом рассказа и перепроверять слова и чувства, которые автор собирается вложить в умы героев.

Помимо перечисленных двух ракурсов есть еще один ракурс повествования — от второго лица. Обычно его используют как фрагмент текста. Это делается, когда автор хочет обратиться к читателю, привлечь его внимание или пригласить поучаствовать в происходящих событиях, хотя бы воображаемо. Например: “Представьте, что вы идете по вечернему лесу и вдруг слышите хруст веток…” Такие вставки могут оживлять текст, делать читателя участником событий, но только злоупотреблять ими не стоит.

Смешивание ракурсов в литературе встречается, но новичкам точно стоит быть с ним осторожным. Потому что подобная практика требует постоянного баланса между этими стилями и сложной структуры текста.

Комментарии