С чего начинается рассказ?
Театр, как известно, начинается с вешалки, а Родина с картинки в твоем букваре. А с чего начинается хорошее произведение? С экспозиции и завязки! За ними обычно следуют кульминация и развязка. Конечно, бывает и по-другому, но ротация этих элементов сюжета исключение из правил. Так, например, в романе Гоголя «Мёртвые души» мы узнаем о решении Чичикова приобретать мёртвые души только в конце произведения.
Экспозиция вводит читателя в курс дела, знакомит его с местом действия, главными героями, особенностями их взаимоотношений. Затем происходит завязка. Этот элемент сюжета обычно представляет из себя событие из которого нарастает основной конфликт произведения. То есть завязка это событие, запускающее весь процесс. С его помощью мотивы и действия персонажей обретают смысл и вызывают у читателя понимание или сопереживание. Кстати, иногда авторы начинают повествования без экспозиции, сразу с завязки. Это придает интригу и задает особенный темп произведению. Он характерен приключенческим историям или детективам. Но такие эксперименты скорее подойдут опытным писателям.
Завязкой нельзя пренебречь. Она имеет важнейшее значение в раскрытии характеров персонажей. В завязке обычно показано первое столкновение, зарождение напряжения между героями, появление конфликтной ситуации, которая будет развиваться и углубляться вплоть до ее окончательного разрешения. Завязка определяет основные линии развития сюжета, ориентирует читателя в разделении сил, конкретизирует тему и проблематику произведения. Завязка часто рассматривается как наиболее значимая часть сюжета, поскольку и кульминация, и развязка зависят от событий, описанных в начале произведения.
В качестве примеров завязок можно привести:
Изложение теории Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Там главный герой делится своим кредо про “право имеющего и червя” на вечеринке и Разумихина. Эти взгляды и приведут главного героя к описываемой личной катастрофе.
Встреча Гамлета с призраком, который открыл ему, что король Клавдий, убил отца главного героя. Жажда мести за убийство отца будет сопровождать Гамлета на протяжении пьесы и определит развитие действия.
Гномы один за одним стучат в дверь к Бильбо в сказочной повести Джона Толкиена «Хоббит». Реакция хоббита на поведение гостей является частью экспозиции. Когда гномы собираются, то раскрывают свой план дальнейших действий, который и определит предстоящие события. Это можно считать завязкой.
А какие завязки вспомнились вам? Поделитесь в комментариях!
Комментарии