Нелегкая судьба русской женщины
Как-то раз за чаем мама спросила: «Давай съездим на могилу бабушки?». И грустно добавила: «Может больше не приведётся». К сожалению, карантинные меры пока не позволяли нам осуществить эту поездку, и я вспомнила наше прошлое посещение малой родины.
Легендарный Белёв, вкусная пастила, родной дом мамы и могила бабушки в деревне Жуково. Возвращаясь с кладбища, мы заехали на братскую могилу. Я увидела грустные глаза мамы. С болью в голосе она сказала: «Ты даже не представляешь, сколько здесь погибло солдат». Мама была слишком маленькой, чтобы самой что-то помнить, но рассказы бабушки Анны о войне она запомнила на всю жизнь. Сколько же этой маленькой, интеллигентной и очень терпеливой женщине пришлось вынести за свою не очень длинную жизнь!
Мария, так зовут мою маму, родилась за два года до войны в Белёвском районе Тульской области в небольшой деревушке с интересным названием Болтенки. В начале 1941 года от рака умерла старшая сестра Катя. И не успела еще бабушка отойти от горя, как началась Великая Отечественная война. К этому времени у бабушки Анны, помимо Марии, было еще трое детей: Нина 16-ти лет, Николай 5-ти лет и Сашенька 6-ти месяцев. Правда Нину еще в январе 1941 года послали на производственное обучение на военный завод в городе Новокузнецке, вернуться она не успела и проработала там всю войну.
В Болтенки немцы пришли уже в октябре 1941 года и расположились в домах жителей, просто выгнав их на улицу. Не пожалели и Анну с тремя детьми, которым пришлось практически до нового года жить у соседей в подвале, расположенном через два дома. Не умерли они с голоду только благодаря заготовленной на зиму картошке, так как есть больше было нечего. Немцы сразу же забрали всю живность, а скот вообще угнали в Германию.
В декабре начались ожесточенные бои за освобождение Белёва. С севера, в направлении Береговой, Беседино, Болтенки, Жуково, наступали 328-я и 330-я дивизии, которые столкнулись с упорным сопротивлением противника. Бабушка Анна рассказывала, что перед наступлением советских войск к ним в деревню приходила разведка.
Немцы подожгли крайний дом, и при таком освещении разведчики оказались, как на ладони, и были расстреляны. На свой страх и риск Анна вместе с соседями тайно похоронили их прямо за нашим домом.
Ожесточенные бои развернулись под Береговой и Сныхово, расположенных на высоком берегу Оки. Наши войска оказались беззащитными на льду и в открытом поле перед дотами, оборудованными в домах этих деревень. Потери были огромные, весь заливной луг до реки был усеян трупами красноармейцев. Ситуацию усугублял и тридцатиградусный мороз. Бои шли несколько дней, но все-таки нашим войсками удалось прорвать оборону противника и выйти на северную окраину Белёва. Народ встречал освободителей со слезами радости на глазах. Мама рассказала, что бабушка Анна одному солдату зашила живот льняными нитками, дальнейшая судьба его нам неизвестна, но, возможно, она спасла ему жизнь.
Несмотря на раскаты орудий в боях за освобождение Белёва, люди с близлежащих деревень приезжали на санях собирать трупы наших солдат, чтобы похоронить их в братской могиле в деревне Береговая. Сам Белёв освободили к 31 декабря 1941 года, но линия фронта еще долго проходила в непосредственной его близости, менее чем в 10 км.
После освобождения Белёва в жизни Анны наступил не менее тяжелый период. Белёв был практически разрушен и жителей расселили по близлежащим деревням.
Так, в доме у бабушки Анны в деревне Болтенки размером в 25 квадратных метров расположилось 15 человек. Это было две семьи из Белёва, мама запомнила только их имена: пожилые родители с тремя дочерьми Анной, Полина, Лизой и мать Люба с двумя дочерьми Верой и Надеждой. К тому же после смерти жены родного брата Анне пришлось забрать к себе из Беседино двух его детей Полину и Татьяну, а также свою маму Марию Гудкову. Дети спали на русской печке, а остальным стелили на полу солому, но, как говорится, «в тесноте, да не в обиде».
Тяжелый ущерб нанесли немцы сельскому хозяйству. Большинство построек было разрушено, семенной фонд отобран, не было ни лошадей, ни инвентаря, не хватало и рабочих рук. Но нужно было кормить семью, а также обеспечивать фронт, поэтому пахали на себе, сеяли хлеб и убирали урожай тоже вручную. По вечерам, если оставались силы, бабушка Анна пряла шерсть и вязала носки и варежки на зиму. В 1943 году младший сынок Саша простыл и умер. Только наличие других детей и поддержка квартирантов помогли бабушке найти в себе силы жить дальше. Мама помнит, как в 1944 году в деревню пригласили попа для крещения всех детей, которые родились до и во время войны. Маминой крестной стала одна из дочерей проживающих, Анна.
В мае 1945 года из Новокузнецка вернулась Нина. Практически сразу ее вместе с другими девушками отправили в Германию за угнанным немцами скотом. Эшелонов не хватало даже для перевозки людей, поэтому скот гнали гуртами через леса и болота несколько месяцев. Это были простые бабы и девушки колхозницы, им помогали бывшие узники, угнанные немцами в Германию. По дороге Нина с девушками доили коров и лишнее молоко отдавали жителям.
Дорога назад была адом, особенно по территории Польши и Западной Украины, но Нине повезло. Много сопровождающих погибло от налетов вооруженных банд, которые поворачивали указатели на дорогах, чтобы увести гурты коров с беззащитными девушками в сторону, где их убивали и забирали скот. После нескольких таких нападений к гуртам приставили охрану из солдат, и Нина живой вернулась домой в сентябре 1945 года.
В 1954 году, по указу Хрущева, братскую могилу из Береговой перенесли в Жуково. Мама хорошо помнит, как выкапывали трупы солдат. На удивление они были все целые, как будто их похоронили только вчера, только лица немного потемнели, хотя прошло уже более 10 лет. Каждого солдата положили в отдельный гроб и торжественно захоронили в Жуково.
В 2015 году Белёву было присвоено почетное звание «Город воинской доблести».
Сколько прошло времени, а до сих пор при воспоминании о войне у переживших ее людей на глаза наворачиваются слезы. И с каждым годом этих людей становится все меньше и меньше. Поэтому очень важно, чтобы мы и наши потомки всегда помнили о подвиге не только наших солдат, кто отстоял нашу любимую Родину, но и мирного населения, состоящего в основном из женщин, стариков и детей, выживавших в этих непосильных условиях и по-своему приближавших нашу общую Победу!
Огромное спасибо Вам и низкий поклон!
Елена, огромное спасибо за ваш рассказ! Читать его спокойно просто невозможно, часто просто комок к горлу подступал. И вы правы — о таком молчать просто нельзя! Еще раз спасибо вам огромное за то, что поделились своей историей!
Спасибо и Вам Игорь Николаевич! Давно хотела, но всегда что-то мешало….
И очень здорово, что написали!
Какой трогательный рассказ! Очень душевный, наполненный теплом!
Спасибо Надежда, рада, что Вам понравилось!
Рада, Елена, что Вы всё-таки решились написать… Ведь если не мы, то кто? Наше поколение более трепетно относится к вопросу той ужасной войны, так как живы воспоминания её очевидцев.
Полностью согласна Олечка. Очень хотелось поделится этой историей.
После первого абзаца мурашки, после 2-3 ком а горле, ну а в конце всё таки слёзы взяли верх. Ваш Рассказ перенёс мигом в ту деревню, в том дом и подвал… ярко нарисовалась картина горящего дома и настрелянных красноармейцев. Потрясающий рассказ! Спасибо огромное Елена!!!!
Спасибо Анечка! Очень хотелось донести эту историю до читателя. Рада , что у меня получилось!