Не женское это дело!
Собираясь в музей «Калачная», я несколько вечеров готовила вопросы для интервью. Сложность была в том, что не знаешь, кому будешь задавать эти вопросы. Поэтому я постаралась подобрать всё по темам. Мне было страшновато обращаться со своими вопросами к незнакомым людям, ведь опыта-то у меня нет. Но мир полон добрых людей! Наш экскурсовод не отказался дать мне интервью. Некоторые темы для вопросов приходили в голову спонтанно. Вот что у меня получилось.
— Представьтесь, пожалуйста, чтобы я правильно назвала Вашу должность.
— Меня зовут Иван. Иван Андреевич. По поводу должности: я экскурсовод, работаю здесь с открытия музея «Калачная». То есть уже более 6 лет.
— Большое спасибо, Иван Андреевич, что согласились на интервью. И первый вопрос: Как пришла идея открыть музей «Калачная»?
— Этот вопрос, я думаю, нужно задавать не мне, а женщине, которая открыла наш музей. Также она открыла и музей Пастилы, и Арткоммуналку. Это Никитина Наталья Геннадьевна. Она заинтересована в возрождении исторических ремёсел города Коломна, и очень активно этим занимается.
— Расскажите Вашу историю, как Вы пришли к хлебопечению, почему решили заняться именно этим?
— Это очень спонтанное было решение. Я тогда пришёл из армии и просто искал работу. И сюда попал по чистой случайности. Но я уже здесь работаю 6 лет и, поверьте, мне это очень нравится!
— А где Вы постигали азы мастерства?
— Азы мастерства я постигал здесь же. Начиная с выпечки калачей, и заканчивая такими изделиями, как кренделя, папушники, подовые хлеба и так далее, и тому подобное. С освоением изготовления следующего изделия, мне становилось всё интереснее и интереснее.
— Иван Андреевич, каково было впервые самостоятельно испечь хлеб? Помните этот момент?
— О, да! Это было очень странно для меня! Так как я раньше этим не занимался и готовил только дома немного, то выпечка хлеба – это была отдельная тема. Особенно изначально. Когда музей открылся, мы готовили в дровяной печи, соответственно впечатление, думаю, Вы сами понимаете. У нас тут был дым, запах и аромат хлеба…
— А первый…?
— Да, я понял, первый «блин», конечно, был комом. Сначала ничего сразу не получалось. Но мне было интересно, мне хотелось научиться, и постепенно стало всё получаться.
— Скажите, что самое приятное в выпечке хлеба?
— Сам процесс, наверно. Полностью весь процесс просто завораживает. И на выходе видишь результат. И, самое главное, мне это очень нравится.
— Есть ли у Вас любимая кулинарная книга или, может быть, это не книга, а какой-то иной источник?
— По поводу кулинарной книги скажу так: сейчас всё можно найти в интернете. Это неисчерпаемый источник ресурсов, рецептов и всего, чего только можно. Кулинарные книги – это, наверно, прошлый век.
— И рецепт коломенского калача был найден в интернете?
— А вот это нет. Здесь были старинные библиотеки, фолианты… Как мозаику собирали всю информацию про коломенские калачи. И мы смогли! Наши калачи готовятся по рецептуре начала 14 столетия.
— Иван Андреевич, Ваши мастер-классы пользуются большой популярностью. Есть такая фраза: хлеба и зрелищ. А Вы не задумывались, что превращаете хлеб в зрелище?
— Наверно, пользуются популярностью не мастер-классы, а экскурсии. Мастер-классы у нас появились не так давно. И Вы действительно подметили, что мы как-то превращаем хлеб в зрелище. Потому, что подаём информацию через театральное представление. Людям гораздо приятнее слушать и воспринимать какую-то историю не просто, когда кто-то монотонно что-то говорит, а видеть театрализованное представление. Так гораздо интересней.
— Что на ваш взгляд самое главное в технологии хлебопечения?
— Тут, знаете, очень спорно… Можно, конечно, извернуться, сказать что-нибудь типа…
В это время мимо нас проходит второй участник представления, и Иван обращается к нему:
— Павел, как ты думаешь, что главное в технологии хлебопечения?
И Павел, не задумываясь, отвечает:
— Душа!
— О… Вот видите, человек не так давно начал у нас работать и передал всю нашу дружную атмосферу в коллективе. Конечно, не только душа. Нужно подходить ко всему с ответственностью, любовью, и, соответственно, определённые технологии должны соблюдаться. Это технический больше вопрос, я Вам так скажу.
— А не жаль, что Ваши творения живут недолго, их же съедают?
— Нет, не жаль, мы их и готовим для того, чтобы люди ели. Это самое приятное.
— Иван Андреевич, во время представления Вы нам рассказали, что калачник – это мужская профессия. Почему не женская?
— Это элементарно. Приведу простой пример. Мешки с мукой весят 50 кг. Привозят тонны 2-3. Мы сами это разгружаем. Раньше мешок весил 9 пудов, это 144 кг. Простой калачник покупал мешок, ему его привозили на лошади и скидывали около амбара. И куда его? Понимаете, да? Во всех книгах калачники – это люди очень крепкого телосложения. Раньше тесто замешивалось в дубовой бочке вручную. Муку, соль, воду мешали в течение нескольких часов, чтобы замесить нужное тесто. Я думаю, представляете, какой это тяжёлый труд. Поэтому не женское это дело!
— Скажите, вот у вас калачи коломенские, а есть ли другие разновидности?
— Совершенно верно, у нас калач коломенский. Но также существуют московские, саратовские, петербургские и муромские. Родиной калача по праву считается город Муром. На гербе Мурома изображены три калача. Так же там стоит памятник калачу. И в монастыре они там выпекают калачи. Но делают это не по старинному рецепту, а просто… Ну просто делают калач. Мой коллега ездил в Муром, привёз нам их калачи. Мне он по вкусу напомнил знаете что? Когда я маленький был, в школе, в столовой продавались такие булочки. По вкусу один в один.
— Иван Андреевич, можете рассказать нашим читателям, что значит выражение «тёртый калач»?
— Конечно. Здесь два объяснения. Тёртым калачом называют тех людей, у которых много опыта за спиной. Они через многое прошли. Так и сам калач, прежде чем приготовиться, должен пройти очень много этапов. Я об этом вам рассказывал. Но есть и более банальное объяснение. Сейчас мы на столе тесто мнём, замешиваем, перемешиваем, а раньше был один глагол: тереть тесто о стол. То есть, если кого-то называют «тёртым калачом» значит того человека просто помяло, потрепало в жизни.
— Очень интересно! Скажите, за сколько дней можно заказать у вас экскурсию?
— Смотря куда. Можно за пару дней, а можно за неделю.
— А если целая группа 20-30 человек?
— За неделю точно можно записаться. Вот на январские праздники записываются заранее, за пару месяцев.
— И последний вопрос, Иван Андреевич: какие у Вас планы на будущее?
— Планов на будущее очень много. Здесь, в «Калачной», очень много. Но Вам, я думаю, их не расскажу, так как я не уверен, что у меня есть право их рассказывать. Это должно быть сюрпризом!
— Спасибо за интервью, Иван Андреевич. Было очень приятно с Вами познакомиться. Желаю Вам здоровья и больше благодарных посетителей!
Очень интересная статья, вы большая молодец!!!
Эмма, а про мой поход в музей читала?
Да, вы большая умница!!!! И как вы находите на это время, все успеваете!!
Вечерами… То вопросы составляю, то ответы с диктофона переписываю…
интересно было бы узнать у Ивана Андреевича: в домашних условиях он продолжает свое ремесло, возможно он и дома печет тортики и ватрушки)
Ирина, об этом мы спросим, когда пойдём в музей все вместе))
Про «хлеба и зрелищ» это ты здорово придумала! Такой молодой Иван Андреевич, а уже так много умеет….
Готовлюсь к новому интервью… Теперь немного по-другому))
Немного интересной информации.
Раньше длину измеряли зёрнами.
— Один английский дюйм — это три ячменных зёрнышка.
— Ячменное зерно и до сих пор используется в Великобритании и США для размера обуви.
Самым большим считается 13-й размер (13 дюймов), от него и вычитали по ячменному зерну, определяя последующие размеры: 12-й размер на одно зёрнышко меньше 13-го, 11-й размер на одно зёрнышко меньше 12-го и так далее.
Ольга, поздравляю Вас с победой, очень рада, что на сей раз Ваш труд был оценен достойно 🙂
Спасибо большое, Виктория! Очень приятна поддержка новых друзей))
С превеликим удовольствием 🙂