Пазл

Мишка и Юрик склонились над складным столиком. Лица у обоих выражали неподдельную растерянность и недоумение. Перед их взором расстелился пазл из множества деталей газового оборудования.

Мишка с Юриком — закадычные друзья с детства. Вместе ходили в садик. Потом вместе учились в школе. Бывало, и уроки прогуливали (за кем греха нет?). Медалей золотых не получили, но смогли поступить в Губкинский университет. Студенческая жизнь затянула своим разнообразием и насыщенностью. Первый год пролетел незаметно. Летом сдали сессию, но расслабляться ещё рано. Впереди — месяц практики.

В деканате студентам озвучили условие практики: устроиться на месяц в районную эксплуатационную службу «Мособлгаз» их родного городка слесарями-практикантами по ремонту газового оборудования.

И теперь перед ними лежал пазл. Создал его мастер Романыч. Бывший старшина внутренних войск и газовик с тридцатилетним стажем не особо церемонился со студентами. В первый же день практики он послал их с бригадой на ремонт головного газорегуляторного пункта. Ребятам выдали огромные ключи и предоставили уникальную возможность разобрать и почистить огромный фильтр. После работы практиканты долго вытряхивали пыль из ботинок и складок спецодежды, кляня Романыча вместе с фильтром эпитетами неблагородного происхождения.

Пазл состоял из разобранного до винтика регулятора РДНК-1000 и сбросного клапана ПСК-25. Задача проста — всё собрать обратно и доложить. Проста для опытного слесаря.

Мишка зажал плоскогубцами штифт и пытался, в который уже раз, вставить его в тонкий паз штока отсечного клапана, на который Юрик натянул пружину и сжал её побледневшими пальцами. Пружина несколько раз выскакивала из рук Юрика, как мартышка делала в воздухе сальто, и улетала в неизвестном направлении. Студенты ползали по асфальту, сталкиваясь лбами, чертыхались, но упрямую пружину находили и вновь водружали на шток. Наконец штифт загнан в паз. Сплясав победный танец, практиканты начали водружать на шток сам клапан. Клапан сопротивляться не стал. Да вот отверстие для его крепления на шток было слишком тонким для дрожавших рук.

Ребята не заметили, как прошёл обеденный перерыв. Работа по сбору пазла кипела вовсю. Уже собрав регулятор, Мишка заметил неладное — осталась “лишняя” мембрана и тонкая резиновая прокладка. Юрик довольно легкомысленно предположил, что Романыч специально подсунул лишние запчасти для введения студентов в заблуждение. Пошли сдавать работу. Мастер посмотрел на творение Мишки и Юрика, крякнул, постучал костяшкой пальца обоим по лбу и молча удалился. Практиканты поняли, что детали не были лишними. Пришлось опять разбирать регулятор.

К вечеру пазл был собран. Сбросной клапан после регулятора показался детской погремушкой.

Спустя годы ребята часто вспоминают с благодарностью Романыча за его пазлы, понимая, что мастер поступал с ними по-суворовски: «Тяжело в учении — легко в бою!».

Комментарии