Как писать стихи

Творчество – это свобода самовыражения. Именно поэтому в 2021 году в разделе «Живая книга» открыты две номинации — «Поэзия» и «Проза», чтобы каждый Участник мог попробовать себя в любом из литературных жанров.

Для того, чтобы помочь вам выбрать форму творческого самовыражения, мы решили подробнее рассказать о жанрах в каждой из номинаций. И начнем мы с поэзии.

В номинации «Поэзия» принимаются стихотворения объемом не менее двух четверостиший. Кто же не любит красивые стихи, ведь именно с них начинается песня! Нам еще не вспомнился мотив, а строчки уже звучат в нашей голове. Как и в любом литературном труде, в поэзии есть свои законы и правила, которые помогают нам рассказать о своих чувствах так, чтобы наши стихотворения зацепили и запомнились читателям.

Во-первых, нужно помнить, что поэзия – это не просто рифмованные строчки. Рифма вообще пришла в поэзию намного позже. Поэтому вам нужно решить, какая поэтическая форма вам близка – вы можете выбрать верлибр (свободный стих), рифмованную поэзию или белый стих, который отличает отсутствие рифмы.

Начнем с верлибра. Слово «верлибр» пришло в русский язык из французского, vers libre можно перевести как «свободное стихотворение».  Можно сказать, что верлибр – это стихотворение, которое неподвластно канонам литературы. Для него характерны частичное или полное отсутствие рифмы, изотонии, строфики и метра. Кроме того, здесь не действует принцип равенства строк.

Прежде всего, хороший верлибр должен быть минималистичен, в нем не должно быть лишних слов. Если в рифмованном стихотворении автор может позволить себе использовать те или иные слова для сохранения формы, то автор верлибра не может позволить себе подобной роскоши. Свободный стих должен быть коротким, емким и нести смысловую нагрузку.

По-простому, примитивно-схематично можно так описать технику построения верлибра:

— Поэтический текст разделен на отдельные строки.
— В каждой строке соблюдение определенного ритма все же желательно.
— Но в соседних строках повтор такого же ритма не обязателен и рифма тоже не требуется.
— Созвучия внутри строк и между строчные — обязательны, или весьма желательны, иначе поэтической музыкальности не получается.
— Такие разнообразные строки составляют конструкцию, наподобие привычной нам строфы, которая периодически повторяется на протяжении всего текста, а внутри «строфы» — кажущийся хаос. Но и повторения такие — не строгое условие. Может быть сочетание в одном тексте разных по форме строф-конструкций. Такой вот странный, этот верлибр.

Пример верлибра:

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики
…А я была его женой.
Анна Ахматова

Следующая поэтическая форма – это белый стих. На слух он более приятен, чем верлибр, так как в нем отсутствует только рифма. Метрическая организация осталась неизменной – при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без нее, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и русские былины – авторские стилизации под них.

Белый стих характеризуется полным отсутствием рифмы, окончания его строк не имеют созвучия, однако сами строфы пишутся с учетом требований метрики, то есть они имеют одинаковое количество стоп и выдержаны в одном размере. По сравнению с вольными стихами белый стих легче воспринимается на слух. Автор при написании белого стиха имеет большую свободу в использовании выразительных средств, поэтому такие стихотворения, как правило, очень эмоциональны.

Пример белого стиха:

На палубе разбойничьего брига
Лежал я, истомленный лихорадкой,
И пить просил. А белокурый юнга,
Швырнув недопитой бутылкой в чайку,
Легко переступил через меня.

Вс. Рождественский

Ну а теперь приступим к любимому многими рифмованному стиху. И тут нас ожидает невероятное разнообразие поэтических размеров. Многие считают, будто поэзия — это свободное от каких-либо рамок искусство, а творить нужно, как сердце подскажет, однако это совсем не так. Вдохновение — очень важная составляющая создания стихов, тем не менее, существуют определенные правила стихосложения, при несоблюдении которых ваша работа вряд ли удовлетворит вас и возможную аудиторию слушателей.

В стихосложении есть такое важное понятие как стихотворный размер, или метр. Оно означает определенный порядок чередования гласных, ударных и безударных. В русском языке их всего пять: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Но я предлагаю сейчас не углубляться в особенности размеров, а просто взять на вооружение несколько важных приемов, что позволит нам преодолеть страх первой строчки.

Совет первый. Используйте богатую рифму! Желательно не глагольную (то есть не использовать в рифме парные глаголы)! Избегайте банальностей! Существуют рифмы, которые уже стали символами плохих стихов «любовь-кровь», «розы-морозы». Так же плохо будут читаться «глагольные» рифмы — «любила-укрыла», «спросила-дарила».

«Ходила — заводила» — не очень хорошо.
«Ходила — кадило» — хорошо.
«Мурлыча — хныча» — не очень хорошо.
«Мурлыча — добыча» — хорошо.

В идеале рифмующиеся слова должны быть разными частями речи. Если это существительные, то они должны находиться в разных падежах.

Возьмём два блока рифмующихся слов: «Простого — пустого — холостого» и «Простого — из Ростова — Льва Толстого». В обоих случаях рифмы точны (совпадают звуки не только начиная с ударного, но и до него). Но второй пример интереснее из-за того, что употреблены разные части речи или разные падежи.

Совет второй. У стихотворения должен был единый стиль и дух. Если вы начинаете писать возвышенным слогом, заканчивать произведение просторечной лексикой явно не стоит. Старайтесь в целом не перебарщивать с неоднозначными художественными приемами в своем поэтическом творчестве.

Совет третий. Учитесь искать необычные метафоры. Голубые глаза всегда сравнивают с «цветом неба», каждый знает, что «весна — пора любви», а увядание природы осенью — символ печали. Постарайтесь подобрать более оригинальные метафоры для описаний.

Пример рифмованных стихов:

Я влюблён. Мне пятнадцать. Она холодна.
Я, отвергнутый, к ней не иду на рожденье.
Жить мне невмоготу. Испиваю до дна
Нелюбовь, одиночество и униженье.
Давид Самойлов

Всегда найдется женская рука,
чтобы она, прохладна и легка,
жалея и немножечко любя,
как брата, успокоила тебя.
Евгений Евтушенко

Вот и все для того, чтобы написать стихотворение, послать его на конкурс и, вполне возможно, выиграть Главный приз!

О прозе поговорим в следующий раз. Желаем удачи и ждем ваших работ!

В публикации использован материал сайта «Верлибры и другое»

Комментарии

  1. Здравствуйте , куда свой стих отправлять, чтобы принять участие ?