Счастье видеть Настоящих Героев

После каждой встречи с ними, настоящими Героями, участниками Великой Отечественной войны, мне вспоминается строчка из веселой детской песенки: «Из чего же, из чего же сделаны наши ребята?…»

Только в моей голове она трансформируется в навязчивый вопрос: «Из чего же, из чего же были сделаны люди того времени? Из стали? Из чугуна? Из какого-то неведомого сверхтвердого сплава, который позволил им пережить непростое предвоенное детство, полную ежедневного ужаса, трудностей, страха, крови и лишений военную молодость, а затем найти в себе ресурсы и силы, чтобы поднимать из послевоенных руин огромную страну и строить свою личную и рабочую жизнь?». Более того, многие из них, настоящих Героев, сумели дожить до нынешнего времени, будто где-то там, наверху, их наделили особой миссией: показать, на что способен человек, и передать это нам, ныне живущим.

Встречаясь с каждым ветераном Великой Отечественной войны, мне не хочется обрывать их рассказы о том времени, хотя порой интервью с ними длятся долго, часами. Каждая фраза, каждый эпизод, каждое их воспоминание – как драгоценная крупинка Живой Истории, которую выпала честь слышать именно мне, МНЕ! А значит, я с гордостью буду рассказывать своим детям и внукам то, что рассказывали лично мне настоящие Герои.

Вспоминаю, как один из ветеранов называл Великую Отечественную войну «бардашной» (бардачной). Он смеялся, вспоминая, как почти сутки плутал по зимнему лесу, без еды и воды, разыскивая нужное подразделение, а когда нашел, его, падающего от голода и усталости, тут же отправили чинить сломавшуюся боевую машину. Он же рассказывал, как в бесснежную весеннюю распутицу пехоте вместо сапог выдали огромные валенки, в которых солдаты с трудом передвигались по грязи и лужам.



Вспоминаю, как 90-летняя бабушка с удивленными детскими глазами рассказывала, что нашли с сестрой в поле неразорвавшийся фашистский снаряд и кричали от радости.

Одна из Героинь, Зоя Григорьевна Логачева, чудом избежала участи быть угнанной в фашистский плен, потом учила детей в тылу, после попала на фронт связисткой, пережила тяжелейшее ранение и все равно продолжила воевать. Через полгода ей исполнится 100 лет, и все, кто ее знает, называют Зою Григорьевной добрейшим человеком, чудесной бабуленькой, золотой, улыбчивой, терпеливой. Только посмотрите в ее глаза – глаза женщины, видевшей ужасы войны. Они и вправду полны тепла и любви к окружающим.



Николай Васильевич Скоб воевал с Японией на Дальнем Востоке, после отслужил, создал счастливую семью, воспитал четверых детей. Но уже 13 лет он живет один, не позволяя себе, 94-летнему бывшему фронтовику, раскисать, расслабляться, сидеть перед телевизором. Он раскрывает душу только своему лучшему другу – баяну. Поет военные песни и плачет.



Как жаль, что нет в живых моего деда Малофеева Василия Васильевича. Он рассказывал бы своим 10 правнукам, как в бесстрашной атаке уничтожил 80 фашистов, получил тяжелое ранение, был пленен, спасся от голодной смерти благодаря своему ровеснику, немецкому солдату-конвоиру, выжил в германском и словакском плену. Но это слышали мы, его внуки, и мы же расскажем об этом своим детям.

Бесконечное спасибо вам, Герои. За ваши долгие годы жизни, военную выдержку и несгибаемый характер, неумение жаловаться на трудности и одиночество; за то, что, несмотря на потерянные детство и молодость, ваше сердце осталось открытым и полным любви. Спасибо вам за счастье видеть вас вживую и слышать от вас то, что является бесценной частью нашей Живой истории.

Комментарии

  1. Ольга, большое спасибо, что поделились этими удивительными и пронзительными историями. Про каждого из Героев можно написать отдельную книгу и в каждой такой истории столько эмоций и столько жизни, что удивляешься, какие они были сильные и как важно об этом говорить и писать! Спасибо!